2016-9-1 19:09 |
Ежегодно тысячи людей из Кыргызстана выезжают на заработки в Россию. Четырехчасовой перелет самолетом могут позволить себе не все трудовые мигранты, поэтому на последние деньги, а иногда и в долг, из разных областей страны они едут на автовокзалы Оша и Бишкека, чтобы оттуда отправиться в долгое путешествие в Россию.
После одного такого переезда, который может затянуться на пять суток, эти люди едины в одном – они больше никогда не поедут в Россию автомобильным транспортом. И дело не только в наглых водителях и неприспособленных для длительных расстояний маршрутных такси, но и в отношении к гражданам Кыргызстана казахских пограничников и стражей правопорядка.
Дело выбора
Тех, кто пытается добраться из Киргизии до России автотранспортом, можно разделить на две категории. Первая – люди, у которых есть проблемы с документами или с российским законодательством, например, те, кто находится в «черном списке» российского миграционного ведомства. Таким не пересечь границу через компьютеризированные контрольно-пропускные пункты (КПП) в аэропортах и на вокзалах, зато при помощи взяток им зачастую удается пересечь КПП на автотрассах. Вторая категория – это люди, у которых просто нет денег на авиабилеты.
В конце лета, а это время, когда трудовые мигранты возвращаются в Россию после коротких отпусков на родине, билеты на рейсы Бишкек/Ош-Москва возрастают в разы. Их цена может быть выше $300 (для сравнения: в марте или апреле можно купить авиабилет до Москвы и обратно за $200). Около $200 стоит билет на поезд. Примерно в четыре раза дешевле отправиться на заработки на микроавтобусе. Поэтому люди со всех регионов приезжают в Бишкек, где на Ошском рынке находится круглосуточная стоянка микроавтобусов, которые три раза в сутки отправляются в разные города России.
История Айбека
Айбек родом из маленького села в Баткенской области, по специальности – музыкант. После окончания Ошского музыкального училища он устроился в местную филармонию на зарплату 300 сомов в месяц. Спустя год жизни на хлебе и воде решил уехать на заработки в Новосибирск. Работал на стройке, где за два года освоил все виды отделочных работ, а зарплата возросла с $200 до $1000. На заработанные деньги Айбек построил дом в родном селе.
В 2006 году по упрощенной системе Айбек получил российское гражданство и перебрался в Москву. Мужчина не скрывает, что хотел бы остаться жить в России, но там ему не скоро удастся купить жилье. А в Киргизии есть дом, но не найти хорошо оплачиваемую работу. Вот такая дилемма.
Побывав этим летом в отпуске в родном селе, Айбек должен был вернуться обратно в Москву. Денег на авиабилет, который стоил $300, не хватило, и он поехал в Бишкек, чтобы добраться до России наземным транспортом. Приехал на Ошский рынок он заранее – за день до планируемого отъезда, чтобы не торопясь выбрать наиболее комфортный микроавтобус. Новый «Спринтер» с кондиционером и удобными сиденьями, полками для личных вещей и даже телевизором нашелся сразу. Айбек выбрал место, оставил 1000 сомов в залог, и пошел гулять по столице. Выезд намечался на 18:00 часов следующего дня. Цена проезда – 4500 сомов (около $65), правда, как потом узнал Айбек у других попутчиков, кто-то платил 5000, кто-то 4000 сомов – как договоришься с водителем.
Место «регистрации» пассажиров на Ошском рынке в Бишкеке
Ежедневно из Бишкека в Москву выезжает три микроавтобуса: в полдень, в три часа дня и шесть часов вечера. После пересечения пропускного пункта «Кордай» на границе с Казахстаном первые две маршрутки с десятками людей ждут третью и потом караваном едут дальше. Так безопаснее. Кстати, предупреждать пассажиров, что им придется более 6 часов топтаться на жаре или холоде на границе, водители не считают нужным.
«Водитель вежлив с тобой ровно до того момента, как он получает всю сумму денег, и маршрутка выезжает со стоянки. Потом на тебя ему наплевать. Для привлечения клиентов водители нанимают женщин, которые расхваливают потенциальным пассажирам водителя и его авто, на котором они сами якобы неоднократно ездили», - рассказывает Айбек.
Самое интересное началось на границе. Несмотря на то, что водитель обещал больше не брать денег с пассажиров, на «Кордае» он собрал с них по 300 сомов – эти деньги якобы идут пограничникам, чтобы они не задерживали людей. Тем не менее, Айбеку вместе с десятками других граждан Киргизии пришлось провести на границе пару часов. Без препятствий казахские пограничники пропускали только своих. Для граждан Киргизии, несмотря на вступление страны в ЕАЭС, которое гарантировало отмену таможенного контроля и ликвидацию многочасовых очередей на границах, никаких поблажек не было – к ним придирались из-за каждой мелочи.
После досмотра и заполнения миграционной карточки Айбек хотел сесть в свой «Спринтер», как вдруг водитель потребовал от него пересесть в другую машину – это место якобы надо было освободить для второго водителя.
«Естественно, я не хотел покидать удобный бус. Тогда водитель достал мои вещи из багажного отделения – чемодан и рюкзак – и бросил их на землю. Когда я пошел за ними, он закрыл дверь и уехал. Мне ничего не оставалось, как пересесть в старый, без всяких удобств, «Спринтер». Вместо обещанных трех суток, мы ехали четверо. Водители могли оставить нас в казахской степи рядом с каким-нибудь кафе, а сами уходили спать по три-пять часов. Потом они ехали по 12-15 часов без остановок для посещения туалета. Еще и на нас матерились, что мы неблагодарные. А водители здоровые – даже в морду не дашь, наверное, специально таких здоровых и наглых набирают», – говорит Айбек.
Микроавтобусы Sprinter Mercedes-Benz курсируют по маршруту Бишкек-Москва
Во время движения по территории Казахстана (это самый длинный отрезок пути) бишкекские «Спринтеры» постоянно останавливала дорожная полиция. Казахские полицейские не проверяли права, а сразу брали у водителя деньги. «Полиция не стоит на дороге, она догоняет машины с кыргызскими номерами по пути, из служебной машины выходит пара вооруженных людей и требует с водителя деньги. С такими остановками через трое суток мы добрались до следующей казахской границы, где стояли десятки грузовых и обычных авто. Понятие очереди для казахов не существует – они беспрепятственно пропускали только машины со своими номерами. Водители собрали с нас еще по сотне рублей для быстрого прохождения поста. Это не помогло, на границе на жаре мы провели более пяти часов. Я так и не понял, дают ли водители взятки пограничникам или собранные с нас деньги оставляют себе. Еще казахи постоянно придираются к документам. К счастью, из моего «Спринтера» границу прошли все, хотя очень долго держали девушек, мол, их лица не были похожи на фото в паспорте», - продолжает Айбек.
Зато нет взяток на российском КПП. Но есть большие очереди – об этом водители сразу предупредили пассажиров. Здесь киргизы провели четыре часа. Российские пограничники свободно пропускают легковые машины и дальнобойщиков, для пассажирских же автобусов – отдельная очередь. Чтобы в ней не стоять, водители высадили пассажиров и сказали, что, если они хотят поскорее пересечь границу, пусть тормозят проезжающие легковые и грузовые машины и просят их перевезти через границу.
«Люди шли навстречу и подбирали попутчиков. Я решил пересечь границу пешком, тем более что у меня есть российский паспорт. На границе мне поставили печать и дружелюбно сказали: «Добро пожаловать на родину». После казахских пограничников, которые ко всем, кроме своих, относятся, не как к людям, это было приятно. Я был счастлив, что больше не нужно пересекать никакие границы», - вспоминает Айбек.
За время долгих стоянок ему рассказали не одну историю о том, как пограничники выявляли людей с «проблемными» документами, и те становились «пограничными бомжами», застревая там на недели и даже месяцы. Вместе с Айбеком в машине ехало 16 человек – по восемь женщин и мужчин со всех областей страны. За долгое время пути они перезнакомились друг с другом. Все они ехали в Россию к родственникам, шестеро – впервые. В Киргизии работу им не найти, а в России их обещали устроить строителями, продавцами или уборщиками.
Что касается питания по дороге, то много придорожных кафе, но люди почти не ели, потому что водитель останавливался только тогда, когда это было нужно ему. Первое заведение с душем попалось за пять часов до Москвы, но никто не стал тратить на него время – люди решили помыться уже дома.
И вот Айбек со своими попутчиками доехал до Москвы. В российской столице водители высаживают пассажиров, как правило, на станции метро «Кузьминки» или «Домодедово», дальше они добираются сами. «Четверо суток в душном «Спринтере» с наглыми водителями, где ты не можешь размять ноги, а на границе над тобой издеваются казахские пограничники, мне хватило на всю жизнь. Я не поеду больше в Россию или обратно на машине – буду экономить на чем-нибудь другом», - сказал в заключение Айбек.
История Тамары
Тамара решила поехать в Россию на автобусе не ради экономии средств, а потому что другой возможности доставить в Москву собак для участия в международной выставке, которая проходила весной этого года, не было. Ехала она с другими собаководами, совместно они арендовали микроавтобус. Каждому из них дорога туда/обратно обошлась в $400.
Первую границу на «Кордае» собаководы прошли относительно спокойно. Проблемы начались во время выезда с территории Казахстана – на казахском КПП люди с собаками провели более пяти часов. Некоторые пограничники ставили штамп в паспорт и отпускали, но были и те, кто придирался к мелочам.
«Мы вывели всех собак, вытащили весь багаж. Почему-то его не просто пропускали через специальные устройства, а еще и просили открывать каждую сумку и показывать содержимое. Мы боялись только одного – чтобы после долгого досмотра, когда собаки устали и начали вести себя агрессивно, они не покусали пограничников», – рассказала Тамара.
Проблем на российской границе не было. Оказалось, что пограничники знали о выставке, быстро досмотрели людей и без лишних вопросов пропустили через КПП.
Во время досмотра собаководов
На обратном пути, чтобы не стоять еще полдня на казахской границе и не мучить собак, люди скинулись по 500 сомов и довольно быстро прошли досмотр на границе. Однако приключения собаководов начались дальше. За трое суток проезда по дорогам Казахстана их автобус казахская полиция останавливала около 20 раз – днем и ночью, иногда даже с противоположной полосы дороги, что по правилам запрещено. Во время каждой остановки они брали деньги с водителей по 300-500 сомов, несмотря на то, что те не нарушили никаких ПДД.
«Это самая сложная дорога, это ад. Во-первых, киргизские автобусы не приспособлены для дальних поездок. Невозможно даже прилечь. Что касается еды, то по дороге были придорожные кафе, но мало туалетов и только одно место, где был душ. В автобусе был небольшой бойлер, мы могли заварить чай или доширак – это спасало. Надеюсь, что мне больше никогда не придется повторить этот путь», - заключила свой рассказ Тамара.
История Алишера
Даже если вы едете со знакомым водителем, хватит одного раза, чтобы у вас полностью отбило желание повторить этот путь. Алишер был вынужден ехать в Санкт-Петербург на микроавтобусе из-за большого количества багажа, который он вез с собой. Вместе с матерью и сестрой он решил покинуть родной Ош, в котором после событий июня 2010 года им стало некомфортно жить. Нашли знакомого, который занимался частным извозом и регулярно возил пассажиров в северную столицу России и обратно.
«В микроавтобусе ехали только узбеки – 12 человек. За дорогу мы заплатили по 6000 сомов. Границу с Казахстаном прошли безо всяких проблем, наверное, потому что у моей семьи есть российское гражданство. Его мы получили еще несколько лет назад, когда работали в России. Никогда не планировали покинуть родину, но межэтнический конфликт и происходящее после – закрытие узбекских газет и школ, судебные процессы над узбеками – нас вынудили. Более суток мы ехали по Казахстану, где каждый человек в форме норовил «снять» с нас денег. За все платил водитель, с нас он дополнительных денег не брал. Он давал ГАИ 200-400 сомов, и нас сразу отпускали, но такие «остановки» значительно продлевали наш путь», - рассказал Алишер.
Во время остановки в одном кафе Алишер узнал в хозяине заведения своего бывшего соседа. Тот также в поисках лучшей жизни уехал из Киргизии и посреди казахской степи открыл заведение с ошскими самсами и пловом из узбекского риса, которыми круглосуточно кормит уставших путников.
«Больше всего мы боялись пересекать границу с Казахстаном. Многие мои ошские друзья застревали там. Но нам повезло – границу мы прошли без помех. Дальше мы еще несколько суток ездили по России. Наш водитель заезжал в каждый город, чтобы оставить пассажиров – Челябинск, Самару, Казань, Нижний Новгород, Москву. По сравнению с тем, что я слышал от друзей, которые тоже ездили в России на автотранспорте, мы доехали хорошо, не считая постоянного вымогательства денег казахским ГАИ. Но это тяжело физически: кто-то храпит, от кого-то плохо пахнет, даже кондиционер не помогал. Пять суток мы не могли помыться, старались омыть хотя бы лицо, руки и ноги, чтобы прочесть намаз. Когда следом за мной в Петербург приехал мой друг, его первым вопросом был: почему я не отсоветовал ему ехать на микроавтобусе», - сказал Алишер.
* * *
Во время официального открытия границы с Казахстаном 12 августа 2015 года киргизский премьер Темир Сариев заявил, что теперь у Кыргызстана «будет четыре свободы: свободное движение товаров, капитала, трудовых ресурсов и услуг. Граждане республики будут пользоваться всеми правами, которыми пользуются резиденты других стран-членов ЕАЭС – Казахстана, России, Армении и Белоруссии». Пока же видно, что спустя год ситуация на границах для рядовых граждан практически не изменилась, и кыргызстанцы продолжают подвергаться пристрастным проверкам и вымогательствам со стороны пограничников и полицейских соседнего дружественного государства. И ЕАЭС – им не указ.
Екатерина Иващенко
.
Подробнее читайте на fergananews.com ...